07.08.2015
Романтика Инны Аслановой

инна мих 2Инна Михайловна Асланова — художник, который создаёт сказку. Реальные пейзажи, которые выглядят фантастическими, узоры на холстах, волшебство переплетенных линий… И живопись и графика, все до единой работы Инны Михайловны, посвящены единству: единству различных стихий, человека с природой, одушевленного с неодушевленным, они передают внутреннее состояние художницы, ее убеждение в том, что все на земле взаимосвязано. И каждая былинка прекрасна и достойна того, чтобы ее запечатлел мастер. В этом году известная ялтинская художница отметила двойной юбилей — своё семидесятилетие и пятидесятилетие педагогической деятельности.

Инна Михайловна Асланова — мастер декоративной живописи, художник яркой творческой индивидуальности. Её неповторимый стиль всегданачало Инны Мих узнаваем. Ее картины — это особенный мир, мир причудливых форм, ярких красок, изящных линий. Уникальность им придают своеобразие композиции, декоративность, сочная цветовая гамма, восточный колорит. «Мастер золотые руки», И. М. Асланова с 1992 года член Национального Союза мастеров народного творчества. Для неё характерна многоплановость, стилизация, стремление к созданию картин-панно. Помимо станковых произведений она создает предметы прикладного искусства.

Всю жизнь Инна Михайловна посвятила тому, чтобы передавать своё мастерство, свои знания и умения ученикам. Для них она больше, чем педагог. В стенах своего класса она создала совершенно новый, другой мир. В этом мире под кистью оживает сказка, и любая фантазия, любая выдумка становится былью. Это педагог, который заставляет верить в волшебство, создаёт творческую атмосферу, в которой каждый её ученик становится волшебником. Они создают сказку и живут в ней, также как и их творческий наставник — Инна Михайловна Асланова.
инна с ученикамиинна с учениками 3инна с учениками 2
Работы этого мастера узнаваемы по яркому почерку и индивидуальности средств выразительности. Художник не стремится к точному внешнему правдоподобию при письме с натуры, умело стилизуя природные формы. Творческая фантазия, выразительность композиционных решений помогают ей создавать своеобразные натюрморты, пейзажи, аллегорические, мифологические, навеянные сказочными сюжетами картины. Они радостно звучат насыщенными красками. Картины Инны Михайловны полны романтики и поэзии, поэтому глядя на них, возникает желание творить самой, и часто за перо берутся не только её ученики, но и почитатели её таланта. И трудно порой выразить восхищение её творчеством в прозе, строчки рифмуются сами собой, о ней слагают стихи, а к чудесным произведениям пишут поэтические иллюстрации.

Ялтинская поэтесса Антонина Левская, посвятившая Инне Михайловне стихотворение, писала о ее работах:

Узор восточный, колоритный,
Весь темперамент духа в нем.
Он постоянный, не визитный,
Ликует праздничным огнем.
левская 2левскаялевская 3
Член Союза журналистов России и Украины Оксана Жукова выразила свою любовь к творчеству художницы в следующих строчках:

Она всё превращает в сказку
В мир волшебства, поэзии и снов83
Где расцветают на полотнах краски
И дарят буйство цвета и любовь IMG_0369
…….
Признание в любви ко всей Вселенной
К былинке каждой и к морской волне
Звучат в её картинах неизменно
Как гимн природе, как салют весне
…….
В её полотнах — колорит Кавказа
Там выросла она и родилась
Он проникает в сердце, в душу сразу
Как вспыхнувшая на Востоке страсть
…….
И в ритмах фантастических мелодий
Живёт её романтика без слов
В пейзажах Крыма, в красоте природы
И в океане сказочных цветов
картины 4картины 2картины 3
В работах Инны Михайловны много оптимизма, света и радости. Весь мир в его огромном многообразии является для неё источником вдохновения, она черпает его в каждом кусочке камня, травинке, в каждом человеке. Своим волшебным миром художница делится с нами в каждом образе своих картин. Часто в творчестве повторяется мотив граната или тыквы. Для художницы это символ земли, плодородия и новой жизни. Каждый образ в её картинах имеет глубокий смысл, несет определенную эмоциональную и смысловую нагрузку, служит доказательством того, что все в этом мире неразделимо.
рапаны 1рапаны 2рапаны 3
Творческий почерк Инны Михайловны Аслановой — изящный и женственный, искусствоведы отмечают, что её произведения близки к египетскому стилю, с его чисто позиционным пространством. Нередко художница обращается к созданию работ философского содержания, призывая зрителя к размышлению о смысле жизни. Большое место в ее творчестве занимает тема материнства, как всегда своеобразно решенная. Мотив женской доли часто возникает в картинах художницы. Главная мысль таких произведений — женщины стремятся к гармонии духовной и физической. Но достичь ее не всегда удается в переплетении узлов из проблем.
старушкаженщиныженщина

Часто фоном в её работах идут рапаны, иногда они становятся главными героями полотен. Рапаны для художницы — олицетворение женского начала, неразгаданной женской души.

женщина и рапанырапаны 4рапаны 5

Православная тематика представлена работами, написанными с натуры и картинами–размышлениями о Боге, добре, чистоте и искренности.

православие 1православие 2православие 3
Пейзажи вбирают в себя реальные черты местности и в то же время они похожи на фантастические иллюстрации. Столь же разнообразны они и по настроению.

Эта графическая работа полна драматизма. Кольцо Сатурна — это и кольцо на руке женщины и кольцо вокруг планеты, оно является символом смерти и женщина изображена на фоне сухого дерева, а окружена она дорогами, дороги неясные, нечеткие, неизвестно куда идущие. Героиня картины находится на распутье, ей хочется понять, какую дорогу выбрать, куда идти дальше по жизни.
свет нерукотворныйспаси и сохраниграфкольцо сатурна

А эта работа называется «Спаси и сохрани». Она и потере близкого человека и об обретении духовного стержня. О ней хочется написать не в прозе, а в стихах.

Спаси и сохрани
В ладонях вечности нет страха и потерь
Нет смерти и душевных потрясений
А вера есть и ты в неё поверь
Исчезнет пустота и плен сомнений

У кромки моря растворишься в тишине
Тебя обнимет ласково природа
Сон наяву или реальность, как во сне
Всё смоет дождь, излечит непогода

И станет мудрой эта тишина
И к небесам потянется дорога
и никогда не будешь ты одна
у матери в ладонях и у Бога
© Оксана Жукова

У Инны Михайловны — сотни работ, но каждую из них можно прочитать как отдельную книгу и попробовать разгадать все спрятанные в неймотыльки тайны. Вот написанная красками легенда о трех бабочках, которые поспорили о том, что такое огонь. Одна из них ощутила свет, вторая – тепло, а третья влетела в это пламя и отдала ему себя без остатка. Эту работу художница связывает с образом Ван Гога и других великих мастеров кисти, которые буквально сгорели в творческом огне. Она всю жизнь учится мастерству и преданности любимому делу у великих художников, а потом всё своё мастерство и любовь отдаёт своим ученикам.

Инна Михайловна родилась и выросла в солнечной Аджарии, впитав в себя все прелести южной природы. А Крым стал для нее продолжением этого светлого и солнечного мира с его неповторимой природой и прекрасными цветами и фруктами. Отсюда яркость колорита и солнечный свет в работах художницы. Полуостров богат талантами. На благодатной крымской земле, а окружении красивой природы творческие люди расцветают. Художник Инна Асланова живет в Ялте с 1972 года, она переехала сюда из своего родного города Батуми.

Это художник яркой творческой индивидуальности. У нее свой особый почерк, неповторимые средства выразительности. В своих работах она никогда не стремится к внешнему правдоподобию.
Даже когда пишет с натуры, она умело стилизует природные формы, подчиняя их своему внутреннему видению и декоративному решению полотна, и все ее картины превращаются в сложное, красивое необычное и очень динамичное «узорочье». Но стилизация у нее особая – своя «аслановская» — очень легкая и порой изящная. Глядя на работы Инны Михайловны, понимаешь, почему ей было присвоено звание «Мастер золотые руки»: настолько в ее картинах все тщательно до виртуозности проработано. Можно сказать, что золотые руки у Инны Михайловны с детства, а унаследовала она их от мамы – самодеятельной художницы и прекрасной портнихи.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAинна одна 2близкие 3

В детстве Инна много рисовала и образцом для нее и первым наставником была, конечно, мама. Когда девочка подросла и пошла учится в художественную школу – она была настолько подготовлена, что ее приняли сразу во второй класс. А потом первые успехи в работе над классными постановками в школе, затем – успехи в решении курсовых работ в институте. Ее диплом – серия офортов – под аплодисменты всех присутствующих на защите был оценен на «отлично».
С 1967 года – участие в выставках, городских и республиканских и первое серьезное признание: на выставке в Тбилиси ей был вручен диплом I степени за лучшее решение портретов.
картины 77картны 30картины 79

На первой персональной выставке, состоявшейся в Батуми в 1967 году, Инна Михайловна показала себя уже вполне сложившимся своеобразным мастером. Если просто охарактеризовать «почерк» Инны Михайловны, то можно отметить три основные особенности: это, прежде всего выразительность линейного решения композиций, повышенное звучание колорита.
портрет 1портреты 1портреты2портреты 3пртреты 4портреты 5портреты 6портрет2
Но главное – большая творческая фантазия, именно она помогает художнице создавать своеобразные натюрморты, пейзажи, аллегорические и мифологические картины. Обладая острым чувством линейного ритма, она нередко свои работы строит на выразительности линий. Невольно чувствуешь, как художница придается свободной игре линий, их плавным перетеканиям, образующим замысловатые узоры. Иногда поражаешься тому, с каким мастерством всё в композициях оказывается «закрученным», но при этом подчиненным определенному неудержимому ритму. И эта сложная игра линий, тонкая, порой изящная стилизация в ее натюрмортах превращает обычные бытовые предметы в прекрасные художественные произведения, а знакомые нам цветы — в экзотические растения. Художница создает свой мир, полный красоты и гармонии. Этот мир наполнен звонкими, радостно звучащими красками.

Родившаяся и выросшая в солнечной Аджарии художница с детства впитала в себя яркие краски южной природы. Крым стал для нее лишь продолжением этого светлого солнечного мира с сочной вечнозеленой растительностью, обилием разнообразных цветов и фруктов – то, что станет главным в ее натюрмортах. Этот «южный» колорит естественно вошел в работы художницы. Инна Михайловна – прекрасный мастер натюрморта. Удивительное своеобразие композиции, яркая декоративность, восточный пряный колорит и изящность форм, загадочность, внутренняя тайна и необыкновенная женственность — все сплелось в ее работах причудливым узором, радуя нас своей оригинальностью, мастерством и теплотой души автора. Краски ее насыщенные, яркие, цветовые решения иногда построены на резких контрастах, что придает усиленное звучание ее полотнам и акварельным листам. Несмотря на яркость, звучность красок, работы Инны Михайловны всегда гармоничны, выдержаны в одном колорите. И это цветовое решение, прежде всего, эмоционально воздействует на зрителя. Весьма красивы ее натюрморты, написанные в изысканной бирюзово-сиреневой или нежно-серебристой гамме. Как будто окрашены густым малиново-красным соком гранатов ее восточные натюрморты. Цветущий миндаль и ветки магнолии в ее работах покоряют бело-розовым колоритом.
Художница любит экспериментировать с цветом. Нередко она просто фантазирует в определенном цветовом ключе: варьируя цветовые сочетания, тонкие нюансы, она создает фантастические пейзажи, полные романтики и загадочной таинственности.
Натюрморты Инны Михайловны всегда очень «крепко» построены. Всегда выделено что-то главное – какой-то основной предмет, который как вертикаль придает всему изображенному устойчивость, прочность, художница умело распределяет на плоскости большое количество предметов, заполняя порой всю поверхность листа. Ее натюрморты часто строятся как декоративное панно, где нет отдельно предметов и отдельно фона. Все взаимосвязано и воспринимается как красивый живописный ковер.
картины 5картины 6картины 8картины 9рядом с тыквойкартины 12как ковер
Несмотря на обилие деталей в работах Инны Михайловны Аслановой все уравновешенно, ничего нет лишнего. Все воспринимается как необходимая часть задуманной художницей композиции.
Вызывает восхищение то, с какой любовью художница выписывает каждый лепесток, каждую веточку, даже незначительную деталь. Зритель чувствует волнение автора от соприкосновения с красотой природы и его стремление «своим языком» рассказать об этой красоте. И это творческое «горение» невольно передается зрителю, заражая его бодрой и радостной энергией.
Внутренняя потребность Инны Михайловны фантазировать, «сочинять» свои оригинальные, абсолютно непохожие на произведения других авторов, композиции, проявилась в создании так называемых «живописных экспромтов». Этот процесс работы можно назвать «экспромтом с вариациями». Глядя на стоящий перед её глазами букет цветов, у нее мысленно рождается своя композиция. И зрительно она выбирает из букета лишь те цветы, которые могут помочь в её создании. Следуя верности природных форм она свободно компонует цветы, подчиняя их своему мысленно создавшемуся образу. Так рождается своеобразная композиция, где букет цветов послужил художнице лишь импульсом в написании натюрморта, затем мысленно рождается другая композиция, из другого набора цветов все того же букета. Так появляется новая оригинальная работа. Таким образом, порой один букет цветов дает «пищу» бытовому творческому воображению художницы – и получается целая серия своеобразных, непохожих один на другой натюрмортов. В работе над пейзажем, конечно, меньше свободы для фантазии, особенно если это пейзажи конкретного места либо архитектурного памятника. Но и здесь художница находит «выход» для своей бурной фантазии. Она чётко, вполне достоверно пишет определённую местность либо строение, но создаёт для них своеобразное обрамление, окружая всё как бы естественной рамкой из деревьев, кустарников, цветов. Сложное переплетение ветвей, стеблей, листьев и травинок создаёт красивый узор, дополняющий архитектурный образ.

картины 52картины 50картины 51
Не менее сложными композиционными решениями отличаются работы аллегорического и мифологического содержания. Они подобны сказке: персонажей своих картин художница помещает в волшебный мир, где в фантастическом саду живут причудливые звери и птицы, растут диковинные травы, цветы, фрукты. И зритель с интересом рассматривает эту фантастику, пытается разгадать содержимое.
Такой же полуреальный мир и в серии работ художницы, посвящённой царской семье: как будто из небытия возвращаются Романовы в свою любимую Ливадию.
Закономерно, что в 1992 году Инна Михайловна принята в члены Национального Союза мастеров народного искусства, ведь в акварельных работах и в ее картинах, написанных маслом много черт, характерных для народного творчества. Для «Мастера золотые руки», И. М. Аслановой характерны многоплановость, стилизация, декоративность, стремление к созданию картин-панно. Помимо станковых произведений она создает предметы прикладного искусства, изготовленные в технике папье-маше: вазочки , тарелки , подносы…. Это жизнерадостные колоритные матрешки, расписные доски. В создании этих изделий тоже проявилась её большая фантазия: и в разнообразии форм предметов, и в диковинных узорах росписей. По технике изготовления (все предметы покрываются многослойным лаком) и характеру росписей ее изделия приближаются к таким известным народным промыслам, как «Хохлома» и «Федоскино». И при этом она создает свои свои неповторимые творения.
Инна Михайловна — удивительный пейзажист. Коллега по перу, Элеонора Щеглова, часто вспоминает серию пейзажей Тарханкута, созданных Инной Михайловной на пленэре. Она просто поражает внутренним духовным накалом, графическим мастерством, индивидуальностью и своеобразием исполнения. Очень разные по настроению, пейзажи завораживают своей таинственной жизнью. Раскрывают перед нами Тарханкут — место мистическое, дикое. Там есть какая-то первозданность, естественность и сила природы, уже потерянная на широко освоенных и истоптанных курортных берегах. Недаром говорят, что Тарханкут открывает второе дыхание для художника, можно часами слушать шум волн, шорох степных трав и просто тишину… Художник работает на подъеме, с восторгом и трепетом. Все это есть в работах Инны Аслановой. Ее чуткая душа откликнулась на музыку ветра и песню моря.

тарханкут 1тарханкут 2тарханкут 4тарханкут 6тархвнкут 3тархвнкут 5
Знакомясь с творчеством Инны Михайловны, поражаешься ее огромной работоспособности: ею написаны сотни акварелей, картин маслом, акрилом, графических листов, создано множество предметов прикладного искусства. Кажется, что всю себя, без остатка, художница посвящает своему любимому делу. Трудно понять, как она всё успевает, совмещая творчество, заботы по дому и преподавательскую работу.
Еще одна сторона творчества этого талантливого человека — педагогическая деятельность. Преподавать она начала в художественной школе в Смоленске, а затем в общеобразовательной школе и в художественном училище города Батуми.
Уже в студенческие годы Инна Михайловна почувствовала в себе призвание педагога. И несмотря на то, что по окончании института она была направлена на работу в художественно-производственные мастерские Батуми, она, благодаря своей настойчивости и упорству, добилась в городском отделе народного образования г. Батуми нового назначения, стала педагогом сначала в общеобразовательной школе в г. Батуми, а затем – в Батумском художественном училище
Когда в 1972 году Инна Михайловна с семьёй переехала в Ялту, в отношении работы у неё не было уже никаких сомнений: она сразу пришла в Ялтинскую детскую художественную школу Ф. Васильева. Здесь она проработала до 2000 года, была не только педагогом, но завучем и директором. В своей преподавательской деятельности Инна Михайловна осталась верна советам своего институтского педагога – художника Вячеслава Федоровича Самарина, которого всегда с благодарностью вспоминает. Он считал, что главное для педагога в художественном учебном заведении – почувствовать особенности дарования каждого ученика, стараться развить в нем именно то, что присуще ему одному, воспитывать в учениках, прежде всего, творческую личность. Этому Самарин следовал в своей практической деятельности. Бережно относиться к творческим замыслам своих учеников, не навязывать свои приемы – это стало главным и для Аслановой – педагога.
Она не только ведет занятия в аудитории, но и выезжает с учениками на пленэры. Ее оптимизм, увлеченность в работе передается и ученикам. Сейчас Инна Михайловна – педагог высшей квалификации.

студентыстуденты 1студенты 2

Говорят, талантливый человек талантлив во всем. Постоянное стремление к поиску самовыражения, интерес к жизни и ко всем ее проявлениям — это образ жизни творческого человека, в какой бы области он ни работал. Она педагог, и в этой профессии она тоже — художник. Ее обожают ученики, глубоко уважают коллеги.

коллегиинна со мнойколлеги 2

Если человек занимается тем, что любит, он счастливый человек. Плоды его труда всегда несут в себе искры любви. Инна Асланова за тридцать лет передала свое мастерство и воспитала сотни учеников, многие из которых теперь стали профессиональными художниками как в Ялте, так и за ее пределами, известными мастерами: Н. Величко, П. Шумов, Н. Зюськова, М.Кунгурова. и многие другие.
Её бывшие ученики А. Скориков, Г. Иляш, Е. Подколзина вернулись в школу в качестве педагогов. Преподают в университете И. Брусницына, Е. Гадзина, И. Заргарян, Е.Катранжи и другие.

кол3кол5кол4

С 2000 года как педагог высшей квалификации она преподает живопись и композицию на кафедре изобразительного искусства и дизайна в Крымском гуманитарном университете.
инна мих 3инна однаинна одна 3
Искры любви никогда не гаснут, они переходят от учителя к ученику, и если ученик достойный, он несет их дальше…

Произведения Инны Михайловны Аслановой дарят нам праздник и радость. Это источник красоты и гармонии, они проникнуты ее женственностью, добротой и обаянием.
Её работы находятся в Ливадийском дворце-музее, в художественных галереях Батуми и Тбилиси, в частных коллекциях Украины, России, Грузии, Дании, Швеции, Финляндии. Картины Инны Аслановой не спутаешь с работами другого мастера — это особенный мир природы, мир цветов и деревьев, мир ПРИЧУДЛИВЫХ растений и экзотических фруктов. Её доброта придает картинам особый свет, она словно обволакивает, передаёт ее любовь к жизни, ко всем её проявлениям в предметном и духовном мире: к каждой линии, к каждому лепестку, к каждой веточке и цветку.

Текст: А.П.Пальчикова, искусствовед, член Национального Союза художников Украины, заслуженный работник культуры АР Крым,
О.А. Жукова, член Союза журналистов России.